Православная Психология. Назначение, принципы, ответственность.

Православная Психология

Многие считают, что два понятия - православие и психология - несовместимы. Что же это такое, православная психология? Чем она отличается от обычной психологии? В психологии очень много направлений существует и каждое направление отдельное, оно основывается на теории личности, а за теорией личности всегда стоит сама личность. Если мы будем говорить о Фрейде - это психоанализ - то за теорией психоанализа стоит сама личность Фрейда. Если мы будем говорить об Адлере с его комплексом неполноценности, то там будет история самого человека, которая ложится в основу целого психологического направления.

Христианская психология своими корнями уходит в христианскую антропологию, понимание православия о человеке и этим она кардинально отличается. Т.е. личность в православном подходе опирается на понятие о личности в христианстве, что очень важно, это базовые ценности, которые лежат в основе какого-либо направления и в этом состоит кардинальное отличие. Православная психология не рассматривает отдельно человека, не смотрит на человека как на систему отдельных функций, она не рассматривает отдельно поведение. Православная психология занимается именно личностью и опирается в своем знании о личности на христианскую антропологию. Психология преподавалась до революции в семинариях, и Феофан Затворник как раз вел целый курс и говорил о том, что психология очень важна и никак не перекликается работа психолога с тем, что делает священник. И здесь очень важно заметить, что ни в коем случае, потому что психология, если переходить в метафору, то это нижний этаж, это подвал, это то что нужно разгрести, для того чтобы встать на первую ступеньку духовной жизни. Потому что психика заслоняет дух, и если у человека проблемы психоэмоционального характера, они зачастую не имеют отношений к духовным проблемам, они как бы лежат в основании того, что человек не может выйти на определенный уровень духовной жизни именно потому, что у него очень много таких вот простых, житейских проблем, которым тоже необходимо разрешение. Зачастую эти проблемы выносятся на исповедь, как таковые, они не имеют отношения к исповеди, скорее исповедь превращается в некую жалобу и непонимание, как поступать в житейской жизни, как разобраться с тем или иным вопросом. Даже воцерковленные люди и семьи, зачастую мы трактуем писание так, как нам это удобно, т.е. мы его рассматриваем с точки зрения собственной выгоды. И даже если семье очень повезло, у них есть один духовник, то с разных сторон батюшку атакуют, даже не духовными вопросами, а простыми житейскими вопросами.